Виртуальный 3D тур: Северная Осетия-Алания

Северная Осетия-Алания

30.06.2017 14.07

Рейтинг тура: 6

Просмотров: 556

Антон Стасенко

Уаласых. Башня Курта и Тага

На территории нынешнего Куртатинского общества, к югу от селения Даллагкау на высокой горе Хакун стоит хорошо сохранившаяся до сих пор древняя башня. Про эту башню среди осетин существует следующая легенда: Когда-то в этой башне жил осетин с женой, был у них единственный сын. Будучи юношей, сын в чем-то оказал отцу неповиновение, за что отец побил его. Оскорбленный юноша оставил родительский дом и бежал в сел. Кадгарон, где в то время жили черкесы (касоги), поселился у одного черкесского князя. Добрый и прилежный юноша заслужил доверие и любовь своего господина, князь привязался к юноше как родному сыну. Однажды князь и его 12 друзей отправились в чужую страну. Доехали до того места, где в настоящее время находится сел. Эльхотово, путникам понравилась местность и решили остановиться здесь на несколько дней. Юноша прислуживал господам и с охотой исполнял всякую работу. В высокой башне, оказывается, жила необыкновенной красоты девица, которая с башни наблюдала за юношей и любовалась его ловкостью и трудолюбием. Раз девица тайно зазвала к себе юношу и долго беседовала с ним. Прошло немного времени. Девица и юноша полюбили друг друга и дали обет супружества.

Девица раз сказала юноше: «Иди, узнай у своего господина, сколько ты стоишь, приходи и сообщи мне». На вопрос юноши, за сколько он его ценит, князь, ничего не подозревая, сказал ему шутя, что его цена-300 рублей. Юноша ответ господина передал девице, девица отдала юноше 300 рублей и сказала: «Иди, отдай своему господину и попроси, чтобы он тебя освободил». Князь был очень огорчен предложением юноши и с досадой сказал: «Очень огорчен я твоей разлукой, но раз это требуется для твоего благополучия и счастья, ты свободен, иди, не хочу никакого выкупа, да благословит тебя творец! Князь дал ему хорошее оружие, богато седланного красивого коня. Юноша поблагодарил господина и отправился к своей обрученной. Юноша и девица жили очень счастливо. Раз жена заметила на лице мужа отражение скрытой печали и спросила причину. Муж сказал, что на горе Хакун в башне живут его родители, рассказал историю своего бегства и добавил, что разлука с ними для него невыносима и печаль одолела его. Жена ответила, что она очень рада этому, поедем к твоим родителям, и будем жить вместе с ними. Мужу понравилось предложение жены. И они отправились к его родителям. Но сын не осмелился явиться к родителям, поблизости отцовской башни, немного ниже горы Хакун, местности «Уаласых» построил башню и начали там жить поблизости своих родителей. Один раз, когда отец со своей высокой башни обозревал свои владения, он с удивлением заметил новую башню и с недоумением начал думать: кто бы это мог осмелиться без его разрешения построить башню на моей земле, он грозно спустился узнать, кто там живет, и наказать его за дерзость. Узнав своего сына, он очень обрадовался; начали жить вместе, а после смерти отца, он сделался полным хозяином отцовских владений.

У него родилось двое детей - мальчиков, одного назвал Курта, второго Тага. После смерти родителей Курта и Тага жили вместе в дружбе и согласии, любили охоту и всегда ходили вместе. Каждый из них имел дрессированного сокола. Раз, когда братья охотились, соколы братьев поссорились и начали бить друг друга. Сокол Курта одолел сокола Тага. Тага это показались плохим предзнаменованием: когда-нибудь и брат мой Курта одолеет и подчинит меня, подумал Тага, и удалился в другую страну - в Даргавское ущелье, где тогда жили кисты, Тага погнал их оттуда и поселился жить там. Курта же остался жить там. Курта же остался на прежнем месте, и эта местность поучила от него название - Куртатинское ущелье. У Курта было трое детей-сыновей: Уаласых, Тембол и Найфон, от которых произошли куртатинцы. От Тага в Даргавском ущелье произошли Тагауры - Тагиати. Потом Тагиати переселились и в другие места Осетии.

По материалам: Потерянная Осетия

Уаласых. Башня Курта и Тага

Даргавс. Городок мертвых.

Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. дуаргæс («привратник или защитник ущелья»), либо от осет. даргъ («длинный») + фæз («поляна»). Местность где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Даргавс был одним из главных центров формирования Тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил «царевич Тага» (Тагаур), родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии. Из Даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы. Особенно влиятельными были Кануковы и Мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану Даргавского ущелья. Самые знатные фамилии Даргавса основывали в ближайших ущельях новые аулы, так например Кануковы основали селение Верхний Кобан, которое известно на весь мир своими археологическими памятниками эпохи бронзы, давшими название древнейкобанской культуре. Позднее Тулатовыми основано селение Нижний Кобан. Пересление части жителей селения на равнину началось после основания в 1763 году Моздока. В 1830 году во время восстания в Осетии в Даргавс ворвались царские войска под командованием генерала Абхазова. Множество жителей было убито, разрушено несколько башен. Руководители восстания были сосланы в Сибирь. В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года (в результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без связи с внешним миром).На июнь 2011 единственная дорога в Даргавс, через 14-ти километровый горный серпантин, который начинается в Фиагдонском ущелье.

Совсем рядом от осетинского селения Даргавс, в долине реки Мидаграбиндон, на юго-западе горы Чиджитыхох расположен исторический памятник «Город мертвых» - комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. Местное название этого хребта - Рабиныраг. Эти памятники материальной культуры, относящиеся к XIV-XVIII векам, имеют важное начение для изучения далекого прошлого осетинского народа, его истории, быта и исскуства.В горных селениях Осетии сооружались склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных захоронений. 

у местных жителей сохранилась память об эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков и унесшей жизни десятков тысяч людей. Вымирали целые семьи. В результате население Осетии сократилось с 200 тысяч в конце XVIII века до 16 тысяч к середине XIX века. Осетины как народность оказались на грани вымирания.

Дурная слава "города мертвых" заставляла даже современных исследователей относиться к работам в Даргавском ущелье с осторожностью. "В 1967 году мы впервые отправились туда на раскопки, - рассказывает Владимир Кузнецов. - На тот момент медицина не могла нам дать точный ответ на вопрос, живут ли в "городе мертвых" возбудители чумы. Поэтому пришлось делать специальные пробы, которые, к счастью, показали их отсутствие. Но даже это не давало полной гарантии безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках. А те, кто бравировал, работая голыми руками, считались смельчаками".

«Предки современных жителей Даргавса знали единственный способ, как можно приостановить эпидемию», - рассказывает Петр Козаев, заведующий отделом археологии и этнографии Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы.

Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье.

У осетин традиции, обычаи и поверья живут очень долго. Может быть, поэтому дурная слава Даргавса как опасного, зачумленного места сохранилась и по сей день.

При изучении захоронений было найдено немало различных предметов, относящихся к разным историческим эпохам. Самые удивительные из них - это "лодки". Во многих захоронениях останки лежали в выдолбленных из дерева колодах, которые по своему виду напоминали лодку, ладью. Погребение в ладье - факт, не отмеченный у соседних народов. Ладьи находили в Даргавсе неоднократно, а около одной из них было даже положено... весло! Зачем оно в заоблачной выси, где самые крупные речные потоки абсолютно несудоходны?

Конечно, дело не в судоходстве. "Плавать на ладье в Даргавсе негде, - говорит доктор исторических наук Владимир Кузнецов. - Объяснение этой загадке нужно искать в каком-то неизвестном нам, еще не изученном и не раскрытом древнем культе, сохранившемся у осетин чуть ли не до нашего времени. Поневоле вспоминается мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон. Возможно, есть какая-то внутренняя связь между этими античными мифами и погребениями в ладьях "города мертвых".

Раскопки помогли составить богатую коллекцию предметов быта, которая позволила узнать много нового о культуре осетин. Полторы тысячи предметов - среди них ювелирные украшения, оружие, одежда - были найдены в Даргавском ущелье. В последний путь осетины брали и вещи, привезенные из других мест: восточные ткани, табакерки, грузинскую и дагестанскую керамику и даже русскую стеклянную посуду. Благодаря обнаруженным вещам археологи смогли установить период, когда в "городе мертвых" появились первые склепы. Скорее всего это начало XVII века. Это время, когда в Осетию вторгся персидский шах Аббас I, пересекший ее с востока на запад до Алагирского ущелья. А последние захоронения относятся к 30-м годам XIX века, когда начался процесс переселения горцев на равнину.


По материалам: Потерянная Осетия

Даргавс. Городок мертвых.

Сторожевая башня Аликовых

Башня Аликовых возвышается над «городом мёртвых», в километре от селения, на склоне горы Раминыраг. Масыг имеет четыре балкончика (машикуля). Эта башня контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья. Известна также под названием башня Бадтиевых, захвативших башню позднее. Башня отличалась безукоризненным качеством кладки. Арочный вход располагается на высоте 2 м; в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали её за собой, запирая вход окованной железом дверью. Башня является ярким примером осетинского каменного зодчества, строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии. Башня сильно пострадала в результате землетрясения в 1923 году.

По материалам Википедии и National Geographic

Даргавс. Сторожевая башня Аликовых.

Памятник Уастырджи.

Памятник Уастырджи, Россия, Осетия, Алагирское ущелье.

Транскавказская автомагистраль – одна из главных дорог, связывающих Россию с Закавказьем. Она проложена по живописному Алагирскому ущелью Осетии. Шоссе то прижимается к отвесным скалам, то ныряет в тоннель, пробитый в толще камня. Недалеко от города Алагира, за очередным поворотом над дорогой нависает один из самых грандиозных памятников Осетии – многотонная статуя Уастырджи, самого почитаемого святого осетин. Этот памятник поражает своей мощью, силой и энергетикой. Уастырджи, верхом на коне, как будто замер, выскакивая прямо из скалы.
Памятник Уастырджи создан в 1995 году по проекту Ходова Н.В. в дар народу Осетии. Один из самых больших конных памятников в мире. Его вес составляет 28 тонн. В ладони святого Уастырджи спокойно может поместиться человек. К месту установки скульптуру перевозили вертолетом. Через несколько лет после установки вся скульптурная композиция сильно наклонилась вбок и грозила обрушиться. Для проведения восстановительных работ нанимали бригаду альпинистов.
Уастырджи – самое почитаемое божество в осетинской мифологии, покровитель мужчин, путников, но более всего воинов. В нартском эпосе Уастырджи изображается в виде зрелого бородатого мужчины, грозного воина в боевом облачении, верхом на белом коне. 
С приходом в Осетию христианства, образ святого Уастырджи стали ассоциировать со Святым Георгием, который у христиан также почитался как покровитель воинов и путников. Но, кроме схожих функций, больше ничего общего у этих двух святых нет.
По легенде, многие народы Кавказа, в том числе и осетинцы, произошли от мифических богатырей нартов. Начиная далеких 8-7 веков до нашей эры, сказания о нартах, о происхождении и их приключениях постепенно сложились в нартский эпос. Уастырджи является одним из главных героев нартского эпоса, небожителем, часто посещающим нартов, помогающим тем, кто этого достоин. В сказаниях Уастырджи обладает волшебной силой, может даже воскрешать давно умерших. Кроме того, он очень сильный и ловкий воин. Часто является нартам инкогнито, иногда в виде простого старика. Уастырджи помогает не только путникам и воинам, а также и земледельцам, и мореплавателям, и даже влюбленным. Когда нарты восстали против Бога, Уастырджи открыто стал на их защиту. До сих пор, каждое праздничное застолье, а часто и обычная трапеза у осетин начинается с прославления Уастырджи. Первый тост возносится за Всевышнего, второй – за Уастырджи.
Женщины не имеют права произносить имя Уастырджи, они могут называть его только «Покровитель мужчин». Сам Уастырджи, по преданию имел двух жен. 
На территории Осетии Уастырджи посвящены многочисленные святилища. Ежегодно, в последней декаде ноября течении недели в Осетии отмечают древний национальный праздник, посвященный Уастырджи.
Об огромном уважении и почитании святого Уастырджи свидетельствуют также и его многочисленные изображения, расположенные вдоль дорог Осетии, с надписью «Уастырджы уе‘мбал!», что означает «Пусть покровительствует вам Уастырджи».

По материалам: Зона путешествия

Тамиск. Памятник Уастырджи

Горнолыжный курорт Цей

Цейское ущелье — яркий представитель прекрасных горных ущелий Кавказа, где даже жарким летом прохладно, за вершины гор цепляются тяжелые кучевые облака, а после обеда часто моросит дождик, редко переходящий в настоящий дождь. Погода здесь так же стабильна, как и окружающие горы, но при этом может подарить и множество самых обычных горных сюрпризов в виде холодных ночей, обильной росы или мощных снегопадов.

В цей стоит ехать зимой, если вы хотите распробовать цейский горнолыжный спуск, и летом, если хотите отлично погулять по окрестным ущельям. Ну и, разумеется, если собираетесь посмотреть на ущелье с высоты 3000 и более метров.


По материалам сайта: Gokavkaz

Горнолыжный курорт Цей

Цейский ледник

К Цейскому леднику не проложена дорога, не ведут подъемники, и попасть к нему можно только пешком, следуя стрелкам-указателям. Нет, какую-то часть пути вначале можно проехать на мотоциклах, но дальше все равно придется оставить транспорт и идти пешком. Цейский ледник и ущелье, которое ведет к нему — то, ради чего стоит потратить один день и обязательно туда сходить.

Тропа к леднику начинается недалеко от альплагеря Цей, а двигаться вам предстоит вдоль левого берега реки Цейдон. Не путать левый берег с правым! Когда вы идете против течения, левый берег реки от вас находится справа:) Следуя набитой тропе, вы выйдете к месту, где она заканчивается, и начинаются довольно крупные камни. На этих камнях с помощью краски отмечен маршрут, придерживайтесь его, и спокойно дойдете до ледника.

По материалам: Gokavkaz

Цейский ледник